Беседы с батюшкой. Священник Олег Патрикеев. 25 апреля 2024

25 апреля 2024 г.

У нас в гостях священник Олег Патрикеев, настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии. 

– Тема сегодняшнего эфира: «Как обрести мир и покой в душе». Очень знакомая всем фраза – обрести мир и покой, и вроде все понятно, но, с другой стороны, совершенно нет, потому что спокойствие спокойствию рознь. Много раз в жизни мы слышали: «Будь спокоен». Или можно вспомнить слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Или героя из книги «Мастер и Маргарита», о котором говорится: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Что это за покой? И еще я думаю о том, что спокойным может быть и равнодушный человек. Ему все равно на все. Но, наверное, мир в душе другой. Когда епископ или священник говорит: «Мир всем», – мы преклоняем голову и думаем о том, что это за мир. Как же обрести мир и покой в душе?

– Вопрос очень интересный, потому что затрагивает все три состава антропологии человека: дух, душу и тело. Мир души невозможен без мира тела. Без духовного мира ты также не сможешь быть мирным и спокойным.

Поэтому лучше рассмотреть сразу три варианта. Начнем с самого простого: мир тела. Как обрести мир тела? Мы знаем наше тело, мы его любим, поэтому ухаживаем за ним. Как сказал апостол, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее. Наверное, нет такого человека, который бы сказал: «Я не люблю свое тело». Может, кому-то не нравятся губы или что-то еще хочется исправить, это сейчас модно, но тело мы любим и заботимся, чтобы оно было в покое, неге, довольстве, сытое, чистое, в хороших одеждах. Мы работаем на тело, чтобы оно было счастливым. Вроде бы все понятно: от этого нам не уйти, потому что это всегда будет с нами, пока мы не покинем эту телесную хижину.

А теперь давайте посмотрим, что же такое мир духа. Где вообще находится этот дух в человеке? Тело мы видим, душу чувствуем. Мы имеем пять чувств. Они все определены, мы можем трогать, чувствовать, нюхать, пробовать, смотреть, слышать. Все наши пять чувств работают на душу. Психология – это как раз слово о душе. Эти пять чувств мы настраиваем на счастье, чтобы душе было хорошо, чтобы тело было в покое и его никто не тревожил.

Мир, в котором мы живем, работает рекламой и другими информационными способами, которые могут достигнуть до человека. Он начнет думать, что это и есть смысл жизни. Если у тебя, например, не будет достатка в одежде, пище, то это значит, что ты либо недостаточно работаешь, либо не любишь себя, либо будешь беспокойным. Слово-то какое некрасивое – «беспокоит». Представляете, оказывается, когда телу как-то неуютно, а душа тревожится, то нас покоит бес. И тогда мы должны все-таки понять, могут ли быть вместе лебедь, рак и щука, чтобы был мирный дух. Как Христос благословлял Своих учеников и говорил: мир Мой даю вам. А какой этот мир, мы можем порассуждать.

– Вопрос от телезрительницы Галины из Орла: «Я хочу узнать, как читать Евангелие, сколько глав за один раз».

– Галина опережает нас и как бы дает ответ на наш общий вопрос, потому что именно Евангелие – это пища для ума, а значит, для души, тела и духа. Евангелие открывается нам Духом. Мы можем читать Евангелие как историческую книгу, но только Духом Святым познается его смысл и глубина. Именно через Дух человеку открывается Евангелие. Он не просто перелистывает странички, а читает именно на уровне Духа, это абсолютно другой wi-fi, абсолютно другая стезя. Ее нет в природе материи, так как Дух находится вне материи. Это общение с Богом посредством Духа через чтение Евангелия даже больше молитвы. Потому что мы получаем ответы, получаем ту программу, которая позволяет душе не лениться, а телу стремиться к совершенству. Поэтому читать Евангелие надо всегда. Сколько возможно. И читать до той строки, которая кольнет в сердце, отзовется в вашей душе. Как будто Сам Господь через апостолов, через эту книгу обращается к вам и прямо в эту секунду говорит: «Встань, хватит спать, воскресенье же – иди». Куда? В храм. Можно сразу же это применять, это работает.

– Можно читать Евангелие дня, которое рекомендует Церковь именно на этот день. При этом у нас принято постом прочитывать все Евангелие, и даже не один раз. Грех ли заставлять себя читать все Евангелие целиком, даже если ты устал и читать не хочется, но надо?

– Это подвиг. Это как раз то, к чему мы призваны: в пост совершить подвиг. Отказ от мяса – это подвиг? Подвиг. Отказ от молока – подвиг? Подвиг. Чтение Евангелия – подвиг? Величайший подвиг. Заставь себя что-то сделать для спасения своей души. Надо понять, что душа давно не впитывала столько благодати, как через чтение Евангелия. Человеку может быть трудно. И ведь это рекомендовано для Церкви. В Великие Понедельник, Вторник и Среду будет прочитано все Четвероевангелие в храмах. Практически каждый день мы будем читать по очень большим отрывкам. Читать будут на церковнославянском, и многое может быть непонятно. И чтобы не просто слушать, рекомендуется делать это дома. Закрыть свою комнатку на духовный ключик и пообщаться с Богом посредством Евангелия. Почитать его. Главное не количество, а качество. Бывает, человек услышит две-три фразы и изменится, а может прочитать Евангелие полностью и подумать: «Какой я молодец, поставьте мне пятерку с плюсом. Я прочитал Евангелие два раза». Чтение Евангелия должно изменять человека. Это как в тесто бросить закваску. Если закваска не произошла, кулича не будет. Будет постное тесто.

– Продолжим про мир и покой в душе. Мы очень хотим быть в покое, но вокруг происходит много всего, в том числе общественные беды. Могу ли я быть спокоен при этом? Могу ли я переживать об этом, но при этом иметь покой в душе или это невозможно? Нужно ли полностью отказаться от всего, что может вызвать во мне состояние тревоги, переживания, каких-то размышлений об этом мире? Или я могу даже в этом мире обрести какой-то покой?

– Информация в любом случае приходит. Мы знаем про СВО, погоду, курс доллара. Это нас иногда раздражает, иногда радует. Мы живем в мире новостей. И что удивительно, человек, хорошее, прекрасное существо, Божие творение, привыкает жить в любой парадигме этого мира. Война, блокада… люди страдают, мучаются, но выживают и никак не могут изменить этот мир.

Если ты попал в ситуацию и не можешь ее изменить, то что нужно сделать? Изменить свое отношение к ней. Можно как тибетский монах упереться в точку, прочитать мантру и сидеть, будто ничего тебя не касается. Некое теплохладное отношение ко всему… Это не христианство. Переживания, новости, даже те, которые нам неприятны, – это звонки с той стороны, это ангелы звонят тебе, чтобы ты их сейчас услышал. Если же ты смотришь новости как развлечение, то ты не христианин. В голове осталось, что везде плохо. И это будет жить в тебе. Эта закваска тоже будет работать, только в обратную сторону.

– Вопрос от телезрителя Александра из Санкт-Петербурга: «Я рассматривал притчу о талантах и обратил внимание на такую вещь, что получившие пять и два таланта, принесли другие пять и два. Ключевое слово – «другие». Если работать по какой-то профессии, которая дана человеку как талант, то приобрести другую профессию онтологически невозможно. Но если человеку дан талант видеть свои грехи, то он может на них приобрести другие, противоположные по значению, таланты. Вор станет благотворителем, лгун честным человеком и так далее».

– Прекрасные размышления о том, что наивысшая правда в человеке – увидеть свои грехи. Святые отцы говорят: если видишь человека, который исцеляет людей или даже воскрешает, то видение своих грехов выше этого чуда или дара. Я с Вами абсолютно согласен. Если мы видим свои грехи, то можем их изменить. И это будет приятнее Богу. В этом и есть смысл труда этих людей, которые приобрели таланты. Им были даны добродетели, а одна из них – видеть свои грехи… И ты уже оправдываешь другого. Ты начинаешь работать над собой. Каждому даны таланты, но поступить с ними можно по-разному. Что сделал человек, которому был дан один талант? Зарыл его, полностью отказался от всех даров, которые дал ему Бог.

– Зато был спокоен.

– Да. Ждал, чтобы сказать: «Возьми свой дар обратно. Меня и так все устраивает». Получается, и Бог ему не нужен. Высший дар – это человеческая жизнь. Появление человека на свет – это как выиграть в лотерею, 30 раз или 10 раз подряд отгадать в «Спортлото». Это талант – стать счастливым человеком на земле.

Опять же мы можем говорить о том, что видеть свои грехи – это тоже счастье. Кто-то думает, что он не такой. Но самое главное – не отчаиваться. Преподобный Силуан Афонский говорит, что видение своих грехов иногда подводит человека под отчаяние. Особенно если ему об этом говорят близкие. Наше эго еще не готово смириться и услышать грехи о самом себе. Поэтому надо сходить, например, на общую исповедь, когда выходит священник и как бы сам исповедуется, говорит о том, что переживает и чувствует. Он обращается к себе, осуждает себя в этом, но через него человек начинает видеть и свои грехи. Это величайшее чудо так сказать о грехах, чтобы человек увидел их в себе сам. Не ты ему сказал об этом, а он сам их разглядел в себе. Это очень трудная работа профессионала. Духовник – это тонкий профессионал, который тихо надрезает прыщик или гной, который скопился в человеке. А потом вместе с ним возливает масло или вино на это место ранения от дьявола. Это величайшая работа спасения человека, в первую очередь его души.

– Есть знаменитые слова Пушкина:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Согласны ли Вы с тем, что на свете нет счастья?

– Его надо искать. Александр Сергеевич потом еще скажет про монастырь, который находится в Грузии высоко в горах Казбек: «Туда б, в заоблачную келью,
в соседство Бога скрыться мне!..» Там он ожидал
встречи с Богом. Была мысль убежать от этого мира. Но ведь монахами становятся не потому, что мир плохой. Люди не убегают из мира в надежде, что там все изменится. Если человек не понимает своего «я» и кто он такой, почему уходит из мира, то он и не поймет, что делает в монастыре.

Александр Сергеевич не остался в монастыре. Но его предсмертная исповедь, о которой священник сказал, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую тот имел, говорит о многом, о том, что духовные стремления и живая душа поэта всегда были рядом с Богом, обращались к Нему. Это удивительно.

Счастье надо искать. «Счастье» в переводе на церковнославянский – «блаженство». Евангелие одна из стезей поиска. Там нам открывается то, как выглядит счастье. Это же не домовенок Кузя: «Счастье – когда у тебя все дома». Это не изваяние Будды. Буддистам важно потрогать счастье и успокоиться. «Счастье было у меня в руках, я его видел, знаю его запах». В христианстве счастье абсолютно другое, чем счастье мира сего. Если мы посмотрим Евангелие, то увидим, кто счастлив: нищие духом, ищущие правду, гонимые за имя Христово и так далее.

Если этот мир начнет так думать, то сойдет с ума. У него другие правила. В нем всё наоборот. В меню счастья мы можем записать десяток хороших блюд духовных, душевных и телесных: комфорт, удовольствие и так далее. Всё для тела и души. В принципе, местечко найдется и для духа. Но если ты вдруг потеряешь имущество, которое дарило счастье, как Иов потерял детей, если твоя плоть перестанет тебя радовать… где тут счастье?  

…Поиск счастья в духовном плане – это поиск Христа. Другого варианта счастья у нас никогда не будет.

– Юношей мне однажды очень захотелось сесть на поезд «Москва – Владивосток» и увидеть всю Россию. У меня было ощущение, что от этого я буду действительно счастлив. И потом я подумал, что, наверное, мы так и бегаем по жизни и в пространстве. Просто бегаем для того, чтобы вдруг как будто бы обрести свое счастье. Но можем ли мы обрести его во внешнем, не просто где-то там, а в близких, семье, детях и так далее? Или счастье кроется только в нас самих? А внешнее, в том числе близкие люди, – это как раз то, что может нам помочь в поиске счастья, которое на самом деле кроется внутри.

– Да, Христос говорил: Царствие Божие внутрь вас есть. Если счастье, то есть Царство Небесное, находится во мне, значит, и Бог, Тот, Кто есть источник счастья, тоже должен находиться где-то внутри меня. Значит, поиск счастья надо направлять в себя. Тогда, в принципе, практически все религии будут правы. Ведь нет ни одной религии, которая не искала бы счастья, успокоения, нирваны. Но получается, это мы можем обрести в себе. Но если мы не познакомимся с именем начальника этой тишины, спокойствия, мира, любви, всего, что с плюсом?.. Видите, этот плюсик висит у меня на груди. Это и есть счастье, которое мы можем обрести.

Мы должны назвать счастье именем. Для того чтобы познать сущность, надо знать ее имя. В русском языке есть определение каждому предмету. Бог не существительное. Мы не можем назвать Бога по имени, потому что Он для нас недосягаем и непознаваем. Мы не знаем Его сущности, не знаем Божественной природы, поэтому существительное отпадает. Если Бог – это прилагательное, то мы можем перечислить все прекрасные душевные и духовные состояния человека, природы, мира, которые относятся к Нему: радость, тишина, спокойствие, милосердие и другие. Но этого будет мало, будет недостаточно.

Мы можем подумать, что Бог что-то математическое. У Бога все четко, как в песенке: «Дважды два – четыре, дважды два – четыре…» В математике много всего интересного, что говорит нам о духовном мире. Есть число пи, которое непонятно для нас: как оно может никогда не заканчиваться? Есть и другие теоремы, которые мы сами никогда не докажем. Но в математике не хватает какой-то чувствительности. Математика суха, тверда, логична, и на этом как бы заканчивается ее программа. И тогда остается удивительное.

В русском языке есть слово «глагол». Так, может быть, счастье – это глагол? Может быть, Бог – это глагол? А что в церковном языке означает слово «глагол»? Детям мы даем буквы: аз, буки, веди, глагол… Глагол, глаголить, говорить. И что есть голос Бога, как не Логос, в переводе с греческого «Сын Божий»?

Глагол – это делание, процесс: не «любовь», а «любить», не «радость», а «радоваться». И теперь все это можно применить к самому себе, потому что это есть во мне, и если я обрящу глагол, тогда я буду это делать. В этом мире делание счастья зависит от меня.

Интересно. Если мы вдруг каким-то образом почувствовали, ощутили покой в душе, в будущем нам будет очень сложно от него отказаться. Стоит хотя бы раз испытать, что это такое, и мы все время будем это искать, но найти будет все сложнее и сложнее.

У нас с Вами есть общие знакомые, которые всегда радостны и спокойны, хотя, казалось бы, нужно, наоборот, беспокоиться. Вы общаетесь и с молодыми (у Вас очень много молодых прихожан), и с очень пожилыми людьми. Скажите, чувствуете ли Вы, что некоторые из них внешне беспокойны, но внутри покойны? И наоборот. И приходит это с возрастом или тогда, когда этого захочет Сам Господь?

Знаете, каждому возрасту свое счастье. Когда мы были маленькими, для нас счастьем было гонять футбольный мячик с утра до вечера. Тогда не было телефонов, был один на всех стаканчик газированной воды. Но дело не в том, когда и где мы жили, а в том, что тогда мы жили спокойно, у нас была уверенность в будущем.

Информационное поле сдерживало нас, оно давало нам правильную для этого мира социальную информацию, потому что социальное общество было одним из самых лучших для проживания на Земле. Не коммунистическое общество (да простят меня коммунисты), не капиталистическое, а социум. И прекрасно, что мы жили в социальном обществе, в котором заботились о людях. Это ведь тоже было счастьем получать счастье.

А если говорить о нынешней молодежи, что ей сейчас нужно? Нужно ли им то счастье, которое было у нас? Увы, им нужно больше счастья. Мир уже запрограммировал нашу молодежь через гаджеты, через информацию. Раньше у нас было три телевизионных программы и одна программа радио, а теперь их не сосчитать, и в каждой программе подаются новости, идет реклама.

Современная информация нас разрушает. Ведь в нас теперь находится вся информация этого мира. Лукавый придумал, как можно открыть порталы этой информации, причем и правильной, и неправильной. Вся информация этого мира – ложь. Есть только одна истина, и это Сам Христос. Если мы не будем получать информацию от Него, то запутаемся, потеряемся и потеряем нашу молодежь. Поэтому в первую очередь нужно доносить до молодежи информацию от Христа через спорт, искусство, музыку. Нужно показывать молодежи Христа. Нужно показывать им это счастье, нужно показать, что оно есть всегда не завтра, как нам обещают, и не вчера, как о нем вспоминают, оно есть прямо здесь и сейчас.

Знаете, я сегодня был на одной научной конференции, посвященной проблемам подростков, которые оказались в тяжелых жизненных обстоятельствах, совершили преступления и находятся в том числе и под уголовными статьями. И есть Фонд имени святителя Василия Великого, который помогает таким людям. Так вот, доказано, что если этим людям помочь прийти ко Христу, то процент тех, которые возвращаются от своих преступлений, из ада в обычную, нормальную жизнь, становится все больше и больше. И у меня возникает следующий вопрос. Если представить себе, что покоя в душе у нас нет совсем, а есть только постоянное раздражение, переживания, можно ли обрести этот покой через самодисциплину, через участие в богослужениях, причащение Святых Христовых Таин, через жизнь в Церкви или он приобретается только по благодати Божией?

– По благодати можно обрести все сразу, но благодать нужно стяжать. Она не продается на рынке берите кто хочет. Вы как раз сейчас перечислили, с помощью чего ее можно стяжать. Это и пост, и молитва, и покаяние, и постоянное причастие. И человек сам уже будет смотреть, благодаря чему к нему приходит больше благодати.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что стяжание благодати есть смысл обретения счастья, то есть смысл жизни. Может быть, какому-то человеку нельзя поститься, потому что он на зоне посадил желудок. Какой для него может быть пост? Ему молоко нужно пить. Но он может что-то делать своими руками; например, хорошие крестики. Чем питаются монахи на Афоне? Они делают крестики и раздают их, и им приносят хлебушек. Вот делание. То есть всегда нужно что-то делать.

Говорить тоже хорошо, проповедь нужна обязательно. Апостол Павел говорил: благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Потому что проповедь – словно семена, которые незаметно для нас сеются в нашем сердце. Может быть, мы не будем пожинать плоды этой первой нашей проповеди, а следующие поколения уже смогут это сделать.

В Советском Союзе проповедь была очень негромкой, церквей было мало, но сейчас ростки этой проповеди – множество открывшихся храмов. А сколько храмов еще строится, какой крепкой и свободной стала Церковь! А ведь мы помним, что было с нашей Церковью в Советском Союзе… Сейчас многие не верят, что такое было возможно. Церковь преобразилась, она очистилась от наростов, которые появились после того, как в 1918 году Декретом СНК РСФСР она была отделена от государства. И этот декрет до сих пор еще не переосмыслен.

Но разве Церковь может быть отделена от государства? Юридически, конечно, может, но духовно мы и есть государство, потому что все мы находимся в лоне Церкви. Церковь молится за всех людей в государстве, и она молится о мире во всем мире. Это говорит о том, что Церковь вне государства, но государство может в ней уместиться.

Мы просим Господа «о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея», о тихом и безмолвном житии, то есть просим о покое в жизни. Скажите, а покой, о котором мы просим, вообще достижим или это просто некое мечтание?

Этот посыл, эта информация – как зернышко. Когда мы кладем это зернышко в землю, мы же не знаем, вырастет из него что-нибудь или нет, и мы за ним ухаживаем, то есть не сразу пожинаем плоды. Мы посадили маленькое дерево и поливаем, оберегаем его, и это есть наша молитва о нем, как бы взятая из слов Христа. Это та же литургия, которую совершал Христос на Тайной Вечере.

Можно сказать, что молитвы идут из далекого прошлого в настоящее. Они повторяются, чтобы люди помнили о том, что Церковь является живым богочеловеческим организмом, и Глава Церкви Христос. И это идет из поколения в поколение как постоянное и желаемое движение. Но если мы не будем этого желать, то это и не произойдет. А как еще можно обрести мир, покой?

Человек умирает, и мы поем ему: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». И закончилась не жизнь, а греховное состояние человека, поэтому мы говорим о смерти, когда разлучается душа с телом. Но есть и другая смерть, смерть для греха. Это смерть крещения, смерть покаяния. Когда человек крестится, он крестится в смерть Христову и в Его воскресение. То есть ветхий человек умирает, его больше нет.

В Великую Субботу во многих храмах будет проводиться крещение, и человек, погружаясь в воду, будет понимать, что нет больше его прежнего, он умер во имя Отца и Сына и Святого Духа. Он выходит из воды Христос воскрес! А где Он воскрес? В его сердце. И теперь ему нужно больше не грешить. Это и есть смерть для греха. Тогда он будет иметь мир и покой «во удах своих, во всех составах, во утробе, в сердце», и Дух будет благословлять его на все добрые начинания.

– Скоро начнется Страстная седмица, и у нас будут особенные переживания. И вряд ли в это время мы сможем обрести покой в душе. Но наступит Великая Суббота, а затем Пасха, и будет невероятная радость и счастье. 

Это и есть великое счастье: Христос воскрес. Это и есть смысл нашей жизни, к этому мы стремимся. Мы обрящем Христа через церковные таинства, мы обязательно Его найдем, потому что Он ищет каждого. Он стоит у дверей, у сердца каждого человека и стучится. 

Да. И хорошо, что у нас будет это счастье. Мы ждем его.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать